Нарушения слуха возникают у детей различного возраста на фоне наследственности и других вредных воздействий.
Существует большое количество типологий нарушений, каждая из которых отличается своим критерием, который в нее заложен. Лечение осуществляется как медикаментозно, так и с помощью операций.
Диагностику осуществляют с помощью инструментальных методов исследования и сбора анамнеза у родителей.
ВАЖНО ЗНАТЬ! Гадалка баба Нина: «Денег всегда будет в избытке, если под подушку положить…» Читать подробнее >>
Причины развития нарушений слуха
Нарушения слуха у детей, подростков и детей школьного возраста развиваются по различным причинам. К факторам возникновения нарушений слуха относится наследственность. Если слух снижен или отсутствует у кого-то из родителей, то вероятность возникновения слуховой патологии у ребенка высока.
Кроме этого, к причинам появления этих патологий относят эндогенное и экзогенное воздействие на орган слуха плода.
Инфекционные заболевания матери в первом триместре беременности (грипп, краснуха, корь, герпес, туберкулез) могут повлиять на формирование этого недуга.
Интоксикация мамы на фоне приема антибиотиков или алкоголя и профессиональных вредных факторов, а также травмы во время беременности приводят к развитию нарушений слуха у будущего ребенка. Причиной врожденных нарушений слуха является несовместимость крови плода и матери.
Приобретенные патологии слуха возникают по причине развития воспаления в среднем ухе (отит) или во внутреннем ухе, в стволе слухового нерва, а также при заболеваниях носа и носоглотки.
Слуховые нарушения возникают при перенесении инфекционных заболеваний ребенком (менингит, скарлатина и др.). Слуховой аппарат может пострадать на фоне родовой травмы при сдавливании головы ребенка или из-за наложения акушерских щипцов.
Нарушения слуха возникают при травмах внутреннего уха, которые возникают из-за падения ребенка с большой высоты или ДТП.
Виды и основные клинические проявления
Существует большое количество классификаций нарушения слуха, каждая из которых отличается друг от друга положенными в основу причинами. Л. В. Нейман в 1977 году предложил классификацию в зависимости от степени поражения слуховой функции и возможности развития речи при таком состоянии слуха. Выделяют два вида нарушений слуха:
- тугоухость — снижение слуховой функции, при котором возникают трудности в восприятии речи и ее овладении, но овладение слуха остается возможным с ограничением словарного запаса;
- глухота — снижение слуха, при которой самостоятельное овладение речью невозможно.
Критерием этой классификации является степень понижения слуха в области речевого диапазона частот от 500 до 4000 Гц. Ученый выделяет три степени тугоухости:
Степень | Громкость | Характеристика |
Первая | Снижение слуха не превышает 50 дБ | Речевое общение сохранно, ребенок разборчиво понимает речь на расстоянии более 1-2 метров |
Вторая | Потеря слуха от 50 до 70 дБ | Коммуникация осуществляется с трудностями, потому что речь воспринимается ребенком на расстоянии до 1 метра |
Третья | Потеря слуха более 70 дБ | Происходит нарушение общения, т. к. ребенок не воспринимает речь около уха |
Нарушение восприятия и овладевания речью происходит при снижении слуха ребенка на 15-20 дБ. Это, по мнению Неймана, является границей между нормальным слухом и тугоухостью. Пограничное состояние находится на уровне 85 дБ.
Существует четыре группы глухих детей. К первой группе ученый относит детей, которые воспринимают звуки с частотой 125-250 Гц. Вторая группа глухих детей характеризуется восприятием звуков до 500 Гц. Третья группа — дети, которые могут воспринимать звуки частотой до 1000 Гц, а к четвертой относятся пациенты, воспринимающие звуки в широком диапазоне (от 2000 Гц и выше).
Дети с небольшими остатками слуха воспринимают очень громкие звуки на маленьком расстоянии (крик, гудок паровоза или удары в барабаны). Те пациенты, которые относятся к третьей и четвертой группе, могут воспринимать звуки музыкальных инструментов, громкие голоса животных и бытовые звуки, а также речь.
Согласно Международной классификации болезней, выделяют пять степеней нарушений слуха:
Степень | Восприятие громкости |
Первая | Снижение слуха на уровне не более 40 дБ |
Вторая | 40-55 дБ |
Третья | 55-70 дБ |
Четвертая | 70-90 дБ |
Глухота | Более 90 дБ |
В зависимости от причин возникновения патологии выделяют наследственную, врожденную и приобретенную тугоухость. По локализации принять различать три формы нарушений:
- нейросенсорная форма развивается при поражении звуковоспринимающего аппарата, т. е. внутреннего уха, слухового нерва или структур слухового анализатора и встречается в 91% случаев у пациентов, которые страдают нарушениями слуха;
- кондуктивная тугоухость возникает по причине развития нарушений в звукопроводящем аппарате: наружного уха, барабанной перепонки и слуховых косточек (среднего уха);
- смешанная форма.
Строение слухового аппарата
Классификация Боскис
В основу типологии Р. М. Боскис были положены следующие критерии:
- Нарушение работы слухового анализатора следует рассматривать отлично от такого же нарушения у взрослых людей. У взрослого такое нарушение приводит к проблемам в общении, а у детей это влияет на психическое развитие ребенка, происходят нарушения в формировании речи и возникают другие расстройства.
- Необходимо учитывать возможность самостоятельного овладения речью при нарушении слуха. Невозможность полного восприятия формирует препятствия для овладения речью. Отсутствие устной речи или ее недоразвитие влияет на нарушение в формировании письменной речи (понимание текста и невозможность передачи собственных мыслей в письме).
- Слух и речь тесно связаны, т. е. слуховые патологии препятствуют развитию речевой функции, а нормальное применение слуха зависит от уровня развития речи.
- Дети с нарушениями слуха имеют различный уровень развития речи, и это зависит от степени нарушения слуховой функции, времени возникновения, условий нахождения ребенка после появления патологии и его индивидуальных особенностей.
Наблюдается взаимосвязь между снижением слуха и состоянием речевой функции: чем больше потеря слуха, тем сильнее страдает речь детей. При тяжелых нарушениях она вообще не формируется без специального обучения.
Время потери слуха также влияет на развитие речи: чем раньше оно возникло, тем больше оно отражается на развитие речи.
Потеря слуха в возрасте до двух лет, когда речь не сформировалась, приводит к полному ее отсутствию.
Нарушения, которые возникли в возрасте от двух до четырех лет, вызывают распад речи.
У старших дошкольников при потере слуха речь частично сохраняется, но если не оказывать специальную педагогическую помощь, нарушения речи будут прогрессировать.
Чем раньше осуществлена диагностика нарушений слуха и оказано лечение для устранения последствий его снижения, тем успешнее будет проходить развитие ребенка.
Для того чтобы речь развивалась у плохослышашего малыша нормально, важно чтобы уровень психического развития был в норме и отсутствовали такие нарушения, как задержка психического развития, умственная отсталость, нарушения зрения. На это влияют и личностные особенности детей. Общительные дети лучше овладевают речью, чем пассивные.
На основе этого Р. М. Боскис выделила две группы детей со слуховыми нарушениями:
Категория | Характеристика |
Глухие | Самостоятельное овладение речью невозможно. Не воспринимают чужую речь |
Слабослышащие | Ребенок может сам овладеть речью. Дети могут воспринимать шепот и речь разговорной громкости |
В зависимости от состояния речи у глухих детей выделяют две категории. К первой относятся дети без речи, которые родились глухими или потеряли слух до двух лет, — ранооглохшие дети. Ко второму виду относятся дети, которые потеряли слух в период, когда их речь была сформирована (позднооглохшие).
Существует две категории слабослышащих детей. К первой группе относятся дети, которые к началу поступления в школу имеют тяжелое недоразвитие речи, т. е.
у них наблюдается неправильное построение фраз, нарушения лексико-грамматического и фонетического строя речи).
Вторая группа характеризуется тем, что дети владеют развернутой фразовой речью и отмечаются небольшие нарушения в грамматическом строе и фонетическом оформлении.
Признаки
Если у малыша до четырех месяцев не наблюдается реакция на громкие звуки, к 7-9 месяцам он не может определить источник звука, а в 1-2 года у него отсутствует словарный запас, то необходимо безотлагательно обратиться к врачу.
Дети в более старшем возрасте могут не реагировать на шепот или разговорную речь, которая обращена к ним сзади, не отзываются на свое имя, переспрашивают одно и тоже два-три раза и не различают звуки окружающей среды. Тугоухость характеризуется наличием недоразвития речи, т. е.
имеет место нарушение произношения звуков, отмечаются трудности в различении фонем.
У детей ограничен словарный запас и несформирован лексико-грамматический строй речи. Это влияет на развития нарушений чтения (дислексия) и письма (дисграфия). Первыми признаками тугоухости в детском возрасте являются вестибулярные нарушения (неустойчивость походки, шум в ушах, головокружения).
Диагностика
Диагностика осуществляется такими специалистами, как неонатолог, педиатр, детский отоларинголог. У новорожденных детей, которые хорошо слышат, регистрируются различные безусловные реакции (расширение зрачков, торможение сосательного рефлекса и др.).
В возрасте 3-4 месяца ребенок обладает способностью к локализации источника звука.
Для выявления патологии наружного уха и барабанной перепонки проводится отоскопия — исследование наружного слухового прохода и барабанной перепонки с помощью осветительного прибора.
Для изучения слуховой функции у детей младшего школьного и дошкольного возраста применяется игровая аудитометрия (оценка остроты с помощью аудиометров), у школьников — речевая и тональная аудиометрия, камертональное исследование слуха (с использованием камертона). Для исследования слуха используется акустическая импедансометрия и регистрация слуховых вызванных потенциалов.
Камертон
Чтобы выявить локализацию поражения слухового анализатора применяется электрокохлеография. Этот метод заключается в установлении электрода в наружный слуховой проход или на барабанную перепонку). Если у ребенка обнаруживается снижение слуха, то его направляют к обследованию и лечению к сурдологу, отоневрологу или слухопротезисту.
Лечение и профилактика
Детей с этими патологиями лечат с помощью медикаментов, физиотерапии и оперативных вмешательств. В некоторых случаях необходимо удалить серную пробку или инородное тело из уха для того, чтобы избавиться от нарушений слуха.
Если у ребенка поражена барабанная перепонка или слуховые косточки, то нужно провести мирингопластику (восстановление целостности барабанной перепонки при помощи взятия кожного лоскута над ушной раковиной и накладывании на отверстие) и протезирование слуховых косточек.
Медикаментозная терапия осуществляется в зависимости от причины и степени тугоухости. Если нарушение слуха возникло на фоне сосудистых патологий, то назначают лекарства, которые способствуют улучшению кровоснабжения во внутреннем ухе (винпоцетин, папаверин, никотиновая кислота). При нарушении слуха из-за инфекционных заболеваний применяются антибиотики.
К немедикаментозным способам лечения относится пневмомассаж барабанной перепонки, который заключается в подаче переменного давления специальным прибором. Активно применяется иглорефлексотерапия (иглоукалывание) и магнитотерапия (воздействие магнитным полем на слуховой аппарат). В некоторых случаях используется электрофорез — введение лекарственных средств с помощью электрического тока.
Иногда для лечения детей используется слухопротезирование (применение слуховых аппаратов) или кохлеарная имплантация (установка в улитку внутреннего уха электронной системы, которая обеспечивает звуковосприятие). Реабилитация детей с нарушениями слуха включает в себя помощь и других специалистов. К ним относится логопед, дефектолог и детский психолог.
Профилактика задержки речевого развития и отставания в развитии интеллекта заключается в своевременном выявлении нарушений слуха и при первых признаках нужно обратиться к врачу. При раннем начале лечения можно добиться стабилизации слуха. Следует лечить патологии ЛОР-органов и проводить постоянные вакцинации.
Загрузка…
Источник: https://MedBoli.ru/dyhatelnaya-sistema/istorii-boleznej/narusheniya-sluha-u-detej-osnovnye-prichiny-razvitiya-klassifikatsiya-i-sposoby-lecheniya
Причины нарушения слуха у детей — врожденные и приобретенные
У многих людей нарушение слуха ассоциируется со старостью. Но несмотря на то, что большинство случаев нарушения слуха связаны со старением организма, не стоит забывать о таких причинах, как наследственность, врожденные патологии, перенесенные заболевания, идиопатические (неясного происхождения).
К сожалению, нарушение слуха является распространенной врожденной патологией. Согласно мировой статистике 3-4 малыша из 1000 родившихся страдают значительным снижением способности слышать.
Даже у здоровых родителей существует риск рождения слабослышащего ребенка.
Важная задача для родителей и врачей — это выявление признаков тугоухости у ребенка в раннем возрасте, чтобы назначить эффективный способ лечения или коррекции.
Причины нарушения слуха у детей
Врожденная тугоухость, как правило, развивается в следующих случаях:
- Неблагоприятное течение беременности. Если Ваша беременность протекала плохо, с сильным токсикозом, с постоянной угрозой выкидыша и преждевременных родов, либо у матери и плода был резус- конфликт, то Вам обязательно стоит проверить слух Вашего ребенка после его рождения. Так же причиной для врожденной тугоухости может быть прием матерью антибиотиков из группы аминогликозидов, злоупотребление алкоголем или наркотиками
- Патологические роды. Все патологии, которые приводят к прекращению поступления кислорода к плоду преждевременные, затяжные или стремительные роды, частичная отслойка плаценты, кесарево сечение и т.д.) и внутричерепная травма плода могут являться причинами нарушения детского слуха.
Наследственной тугоухости подвержены те новорожденные, чьи родители страдают от нарушения слуха. При заболевании одного из родителей возможность рождения ребенка с нарушением слуха составляет 50%. Зачастую наследственная тугоухость проявляется совместно с другими патологиями:
- Заболевание глаз;
- Заболевание почек;
- Аномалии наружного уха;
- Поражения кожных покровов;
- Патологии эндокринной и нервной систем;
- Заболевания костно-мышечной системы.
К причинам возникновения приобретенных нарушений детского слуха относят следующие:
- Скопление ушной серы или другой грязи. Это самая безобидная из причин нарушения детского слуха. В данном случае Вам может помочь обычный врач, который удалит серу или другую грязь, после чего, в большинстве случаев, слух ребенка полностью восстанавливается. Но ни в коем случае не пробуйте удалить ушную серу самостоятельно. Это может привести к серьезному нарушению слуха Вашего ребенка.
- Отит среднего уха. Воспаление среднего уха встречается у детей очень часто. При острых случаях отита без начала своевременного лечения барабанная перепонка может повредиться, что приведет к серьезным проблемам со слухом.
- Акустическая шумовая травма. Возникает в результате продолжительного воздействия громкого шума, либо кратковременного внезапного громкого звука как, например, фейерверк или выстрел.
- Инфекция. Острые инфекционные заболевания, такие как корь, свинка, коклюш или менингит могут послужить причиной нарушения детского слуха.
Как диагностировать у ребенка нарушение слуха
Уже на 20-й неделе беременности зародыш имеет рудиментарный слух, который начинает развиваться, вплоть до рождения ребенка. Именно с этого момента зародыш может слышать звуки, которые поступают извне.
Первые симптомы нарушения слуха, как правило, замечают сами родители. Мы приводим некоторые из них, но стоит помнить, что у всех детей разные темпы развития и данные особенности поведения не обязательно говорят о том, что ребенок плохо слышит. С другой стороны они могут быть связаны с тем, что Ваш ребенок не воспринимает все окружающие его акустические импульсы.
Выделяют следующие симптомы нарушения детского слуха:
- Ребенок не реагирует на внезапные или громкие звуки и не может определить их источник. Как правило, уже в 5-6 месяцев ребенок начинает определять, откуда идет звук.
- Ребенок нуждается в высоком уровне громкости повседневных звуков. Он сидит близко к телевизору, не реагирует на Ваш голос, если Вы говорите чуть тише или сам в разговоре с Вами говорит очень громко.
- Ребенок постоянно трогает свое уши. Это может являться признаком инфекции или чрезмерного давления в ухе.
- Примерно в 6-8 месяцев ребенок прекращает лепетать и начинает издавать более высокочастотные крики.
- В 6 месяцев ребенок не реагирует, когда Вы называете его по имени.
- В течении первых двух лет ребенок не начинает произносить отдельные слова и фразы.
- Примерно в год ребенок уже должен реагировать на простые просьбы типа «дай мне игрушку».
- Ребенок замыкается в себе, ведет себя агрессивно.
Для уточнения нарушения слуха у ребенка необходимо провести аудиологическое обследование. Аудиологическое обследование включает в себя объективные и субъективные методы оценки слуха.
В детской аудиологии большое значение играют объективные методы исследования, которые не требуют взаимодействия врача и ребенка. К таким исследованиям относятся регистрация вызванной отоакустической эмиссии, регистрация вызванных слуховых потенциалов головного мозга, импедансометрия.
Объективные методы позволяют на раннем этапе развития довольно точно определить снижение слуха и его уровень.
Как помочь ребенку снова начать слышать
Важно понимать, что чем раньше вы обнаружите тугоухость и начнете процесс реабилитации, тем быстрее ребенок адаптируется к окружающему миру и тем меньших последствий можно ожидать в будущем. Однако не все типы нарушения слуха можно вылечить лекарством или операцией.
В большинстве случаев единственное, что действительно может помочь Вашему ребенку, это своевременное цифровое слухопротезирование.
Именно вовремя принятое родителями при поддержке сурдологов решение о компенсации снижения слуха у ребенка определяет качество его жизни на всех этапах взросления и познавания окружающего мира.
Минск
Витебск
Гродно
Гомель
Могилёв
Бобруйск
Брест
Барановичи
Источник: https://sluh.by/hearing-about/deti-i-sluh
Нарушение слуха: причины, диагностика и лечение в Москве
Нарушение слуха – это полное или частичное снижение способности обнаруживать и понимать звуки. Страдать таким расстройством может любой живой организм, который способен воспринимать звуки.
Возникает снижение слуха в результате поражения звуковоспринимающего либо звукопроводящего отдела. Чаще всего это происходит при возрастных изменениях, примерно к 60 годам почти у каждого человека наблюдается ухудшения восприятия звуков, продолжая постепенно прогрессировать.
Однако нередко нарушение слуха замечается и у детей. Очень важно вовремя обратиться к врачу, чтобы выявить причину недуга и остановить процесс.
Различают несколько разных типов нарушения слуха:
- кондуктивное (возникает из-за разного рода блокировок в среднем или во внешнем ухе, которые препятствуют нормальному прохождению звуков);
- сенсорное (является результатом проблем с волосковыми клетками, расположенными во внутреннем ухе, из-за которых улитка не имеет возможности правильно воспринимать звук);
- невральное (происходит, когда мозг утрачивает способность обрабатывать электрические импульсы или же не может их правильно интерпретировать);
- сенсоневральное (когда одновременно существует искажение при обработке звука мозгом и проблемы с волосяными клетками);
- смешанное (представляет собой комбинацию сенсоневральной и кондуктивной потери. Звук не только не передается от внешнего или среднего уха к внутреннему, но и наблюдаются проблемы с невральными частями слуховой системы и внутренним ухом).
Причины нарушения слуха
Существуют факторы, которые приводят к снижению слуха еще до возникновения расстройств, обусловленных возрастными изменениями.
Одним и самым опасным из них является повторяющееся воздействие сильного шума, который измеряется большим количеством децибел (шум мотора, звуки выстрела, ударные музыкальные инструменты и т.д.).
В результате его влияния происходит постепенное отмирание нервных окончаний барабанной перепонки, которые отвечают за возможность воспринимать звук.
Разрыв барабанной перепонки приводит к временной потере слуха. Это может произойти в результате перенесенной тяжелой ушной инфекции, во время занятий спортом, при погружении под воды, прыжке с парашютом или поднятии тяжести, т.е. когда в ухе происходит сильный перепад давления.
К сожалению, нарушение слуха не во всех случаях является обратимым. Временное ухудшение может возникнуть при:
- попадании в ухо воды,
- наличии инородного предмета в ухе (наиболее часто наблюдается у детей),
- образовании серной пробки,
- отите (воспалении среднего уха), наличие фурункула в слуховом проходе.
Также потеря слуха может происходить в результате:
- прорастания клеток кожи в полость среднего уха в виде опухоли (холестеатома),
- врожденного или приобретенного сужения слухового прохода,
- перенесенных инфекционных заболеваний (менингит, грипп, свинка),
- болезни почек,
- врожденных инфекциях (герпес, сифилис и др.),
- травмы головы.
Нарушение слуха у детей также может быть обусловлено генетически обусловленной тугоухостью. Причиной раннего нарушения слуха у детей также могут быть:
- беременность с высокой степенью риска,
- различные инфекции,
- прием определенных медикаментов, алкоголя или наркотических веществ во время беременности,
- наследственные аномалии,
- перенесенный в младенчестве менингит.
Симптоматика
Нарушение слуха может сопровождаться:
- болезненными ощущениями в ухе,
- наличием выделений в ухе,
- ощущением переливания жидкости и другими шумами,
- насморком,
- тошнотой и рвотой,
- головокружением,
- нистагмом,
- повышением температуры,
- головной болью,
- ослаблением мимических лицевых мышц,
- нарушением походки (заваливание на одну сторону, неустойчивость).
Проверить слух стоит, если вы заметили у себя следующие признаки:
- трудно следить за разговором,
- собеседнику приходится часто повторять слова,
- создается ощущение, что окружающие вас люди говорят очень тихо,
- в шумной обстановке вы не можете разобрать речь (в парке, на совещании, в кафе),
- приходится увеличивать громкость телевизора,
- ощущается звон в ушах.
При этом эмоциональное состояние больного напряженное, он постоянно пытается расслышать, что ему говорят и раздражается на собеседника.
Диагностика
Поскольку нарушения слуха могут быть спровоцированы целым рядом заболеваний, для установления более точного диагноза следует обратиться к отоларингологу. Врач проведет оценку слуховых функций, проанализирует аудиологические и акустические показатели. Обязательным является проведение камертональной пробы и запись тональной пороговой аудиограммы.
Более информативным методом, который позволит уточнить тип нарушения, является аудиометрия, которая выполняется в диапазоне частот выше 8000 Гц. Также важно произвести исследование вестибулярного аппарата, которое включает в себя стабилографию.
Методы лечения
При наличии какого-либо препятствия для прохождения звука (пробка, инородное тело и т.п.) его необходимо устранить. При среднем и наружном отите производят регулярное промывание уха специальными антибактериальными каплями.
Если нарушение слуха произошло из-за фурункула наружного слухового прохода, необходимо произвести вскрытие фурункула. Операция проводится под местной анестезией. Хирургическое вмешательство также необходимо при хроническом среднем отите, чтобы восстановить целостность барабанной перепонки.
Экссудативный средний отит устраняется путем удаления жидкости из среднего уха с последующим введением в него противоотечных медикаментов.
При повреждении слуховых рецепторов или самого слухового нерва назначается прохождение курса лечения гормональными препаратами.
Если вылечить нарушение слуха невозможно, лечение направлено только на профилактику дальнейшего ухудшения состояния. Можно подобрать слуховой аппарат, который создан для того, чтобы усиливать звук. Таких аппаратов существует множество, есть даже практически незаметные, что является очень актуальным для молодых людей, которые страдают тугоухостью.
Профилактические меры
Поскольку потеря слуха может иметь необратимые последствия, такие как глухота, нарушение качества жизни, стойкое нарушение трудоспособности, очень важно применять профилактические меры, препятствующие снижению восприятия звуков. В комплекс этих мер входят:
- своевременно лечить заболевания уха, горла и носа,
- при авиаперелете во время насморка рекомендуется воспользоваться сосудосуживающим назальным спреем перед посадкой и взлетом, также не рекомендуется спать,
- ограничить контакт с больными ОРВИ, использовать индивидуальные средства защиты,
- незамедлительно заняться лечением хронических заболеваний носоглотки,
- следует отказаться от использования ватных палочек для чистки ушей,
- стараться максимально защищать уши от попадания в них любых раздражающих веществ (например, лака или краски для волос),
- обязательно использовать плавательную шапочку во время купания в бассейне, наполненном хлорированной водой,
- промывать уши только чистой пресной водой после купания в море или в бассейне,
- просушивать уши полотенцем,
- вести здоровый образ жизни, а именно: отказаться от вредных привычек, регулярно совершать прогулки на свежем воздухе, соблюдать режим дня и ночи, питаться рационально и сбалансированно,
- избегать травм головы,
- ограничить длительное воздействие громких шумов и вибрации,
- не слушать музыку в наушниках на высокой громкости,
- своевременно обращаться к врачу при первых же признаках нарушения слуха.
Источник: https://www.polyclin.ru/narushenie-sluha/
Тугоухость у ребенка: как определить и корректировать нарушения слуха
Врождённые нарушения слуха – это такие дисфункции слуховой системы, которые связаны с снижением слуха или его потерей, обнаруженные при рождении ребёнка или вскоре после его появления на свет.
К причинам врождённых нарушений слуха относятся:
- Наследственные генетические факторы.
- Ненаследственные генетические особенности.
- Осложнения во время беременности, которые вызваны перенесёнными матерью сифилисом, краснухой, эпидемическим паротитом и другими.
- Низкой массой новорожденного – менее, чем полтора килограмма.
- Полученной асфиксией в процессе рождения, то есть сильным недостатком кислорода.
- Употребление матерью перорально во время беременности ототоксичных препаратов, а именно, аминогликозидов, диуретиков, противомалярийных медикаментов, цитотоксических лекарственных средств.
- Перенесённая младенцем в неонатальный период сильная желтуха, что может вызвать поражение слухового нерва у ребёнка.
[13], [14], [15], [16], [17]
Упражнения на развитие фонематического слуха
Нарушения слуха у детей, подростков и детей школьного возраста развиваются по различным причинам. К факторам возникновения нарушений слуха относится наследственность. Если слух снижен или отсутствует у кого-то из родителей, то вероятность возникновения слуховой патологии у ребенка высока.
Кроме этого, к причинам появления этих патологий относят эндогенное и экзогенное воздействие на орган слуха плода. Инфекционные заболевания матери в первом триместре беременности (грипп, краснуха, корь, герпес, туберкулез) могут повлиять на формирование этого недуга.
Интоксикация мамы на фоне приема антибиотиков или алкоголя и профессиональных вредных факторов, а также травмы во время беременности приводят к развитию нарушений слуха у будущего ребенка. Причиной врожденных нарушений слуха является несовместимость крови плода и матери.
Приобретенные патологии слуха возникают по причине развития воспаления в среднем ухе (отит) или во внутреннем ухе, в стволе слухового нерва, а также при заболеваниях носа и носоглотки.
Слуховые нарушения возникают при перенесении инфекционных заболеваний ребенком (менингит, скарлатина и др.). Слуховой аппарат может пострадать на фоне родовой травмы при сдавливании головы ребенка или из-за наложения акушерских щипцов.
Нарушения слуха возникают при травмах внутреннего уха, которые возникают из-за падения ребенка с большой высоты или ДТП.
У слабослышащих детей имеются существенные отличия психофизиологического и коммуникативного развития. Данные особенности детей с нарушением слуха мешают им развиваться с такой же скоростью, как и сверстникам, а также становятся причиной проблем в овладении знаниями, жизненно-необходимыми навыками и умениями.
Нарушение слуха у детей существенно снижает качество формирования речи и вербального мышления. При этом познавательные процессы и познавательная деятельность также испытывают дефицит в усовершенствовании и развитии.
У детей с нарушением слуха могут встречаться и иные нарушения, а именно:
- Проблемы с функционированием вестибулярного аппарата.
- Различные дефекты зрения.
- Дисфункция мозга минимальной степени, которая приводит к торможению общего развития психики.
- Обширные поражения головного мозга, которые вызывают олигофрению.
- Дефекты в мозговых системах, которые приводят к появлению детского церебрального паралича и другим нарушениям движения.
- Нарушения функционирования слуховых и речевых зон в головном мозге.
- Болезни центральной нервной системы и организма в целом, которые вызывают тяжёлые психические заболевания – шизофрению, маниакально-депрессивный психоз и так далее.
- Заболевания внутренних органов тяжёлой степени (сердца, почек, лёгких, пищеварительного тракта и так далее), которые в целом ослабляют организм ребёнка.
- Серьёзная социально-педагогическая запущенность.
Существуют два вида нарушений слуха и детей, которые зависят от степени потери возможности воспринимать и обрабатывать звуки:
- тугоухость, которой страдают слабослышащие дети,
- глухота.
При тугоухости восприятие речи, но только сказанной громко, членораздельно и близко к уху, сохранено. Хотя, конечно, возможности данного ребёнка к полноценному речевому общению с окружающими ограничены. Глухота отличается тем, что при ней происходит восприятие определённых тонов речи без возможности воспринимать и различать саму речь.
Различные слуховые нарушения в детском возрасте приводят к торможению и искажению развития функций речи.
Но, при этом, исследователи отмечали следующий факт, что если тяжёлая тугоухость появляется в том момент, когда ребёнок уже овладел навыками чтения и письма в хорошей степени, то заболевание не приводит к дефектам развития речи. Хотя в данном случае отмечаются разнообразные нарушения, связанные с произношением.
Самые важные факторы, которые влияют на развитие речи детей с нарушениями слуха, являются:
- Степень снижения слуха – дети со слуховыми нарушениями говорят хуже настолько, насколько плохо слышат.
- Возрастной период возникновения патологического нарушения слуха – чем раньше возникли дефекты слуха, тем тяжелее нарушения речи, вплоть до появления глухоты.
- Условия развития ребёнка и наличие правильных психокоррекционных мероприятий – чем раньше применяются специальные мероприятия для развития и сохранения правильной речи, тем выше результативность.
- Физическое развитие общего характера и психическое развитие ребёнка – более полноценная речь отмечается у детей с хорошим физическим развитием, крепким здоровьем и нормальным психическим развитием. У детей с ослабленным здоровьем (пассивных, вялых детей) и нарушениями в психике будут наблюдаться существенные дефекты речи.
[18], [19], [20]
В раннем возрасте слух может нарушаться в случае беременности с особо высоким риском развития пороков плода, инфекций, приема некоторых лекарств, алкогольных напитков, наркотических веществ. Реже встречаемые причины — перенесенный в раннем возрасте менингит, патологии слуха, передаваемые по наследству.
Факторы, которые могут стать причиной патологии слуха:
- ранние роды, малый вес новорожденного (менее 1500 грамм);
- внутриутробная гипоксия;
- употребление лекарств, влияющих на слуховой нерв;
- травмы, полученные ребенком при рождении.
В младенческом возрасте патологии слуха развиваются при:
- бактериальном менингите;
- перенесенной кори, паротит;
- перенесенная химиотерапия;
- хроническое воспаление уха, слухового нерва;
- артрогриппозе, синдроме Мебиуса.
Высокая степень нарушений слуха отмечается при:
- Пороках развития среднего уха;
- Церебральных двигательных нарушениях;
- Остановке речевого развития;
- Изменениях в поведении – ребенок проявляет агрессию, шумит, не общается.
[5], [6], [7], [8]
Дети иногда страдают врожденной глухотой, которая может передаваться генетически. По статистике, на каждые 10 тысяч детей 10 из них рождаются глухими. Генетики обнаружили перечень генов, отвечающих за развитие глухоты. Однако полностью это явление ещё не исследовано.
В некоторых случаях дети могут рождаться с дефектами органа слуха – это аномалия развития перепонки, слуховой косточки, что мешает нормальному прохождению звука.
Что касается более старших детей, то здесь понижение слуха часто связано с воздействием громкой музыки и прочих звуковых эффектов. Громкий шум воспроизводится в наушниках, раздается в клубах, на концертах и дискотеках. Такая нагрузка на слуховые органы называется чрезмерной звуковой стимуляцией. Опять же, по статистике, от подобной стимуляции проблемы имеют почти 17 млн. жителей США.
Доказано, что даже полминуты звукового воздействия порядка 140 децибел вызывает опасные изменения в слуховых волосках, участвующих в передаче звуковой волны.
Очень часто шум в ушах и снижение слуха возникают при продолжительном прослушивании громкой музыки в наушниках, особенно вакуумных. Кстати, французское правительство ещё в 60 годах прошлого века утвердило закон, согласно которого ограничивается звуковая интенсивность в плейерах до 100 децибел.
Помимо этого, на всех звуковых устройствах, продаваемых во Франции, всегда обозначают, что громкое и продолжительное прослушивание представляет опасность для слуховых органов. Стоит ли говорить, что постоянный шум негативно воздействует не только на уши, но и на психическое состояние человека.
Источник: https://ntchina.ru/info/narusheniya-slukha-detey/
Нарушения слуха у детей, причины, диагностика, лечение
Нарушение слуховой функции у детей или тугоухость является серьезной проблемой в детской практике, так как понижение слуха влияет на развитие ребенка, его навыков, речевой функции и его социализацию, а, следовательно, накладывает огромный негативный отпечаток на весь жизненный путь. И от грамотных и своевременных действий взрослых, окружающих ребенка (родителей, учителей, врачей), зависит, каким он будет.
Слух является вторым по значению, после зрения, органом чувств, с помощью которого человек адаптируется в окружающей среде.
Многочисленные наблюдения за глухими людьми, независимо от формы глухоты и сроков утраты слуха, дают возможность понять, насколько беден мир у лиц, страдающих тугоухостью.
И чем раньше ребенок теряет слух, тем сильнее негативное влияние этого недуга на жизнь ребенка и в последующем, подростка и взрослого человека. Таким образом, становится очевидным вопрос правильной и своевременной диагностики начальных проявлений снижения слуха именно в детской практике.
Тугоухость у детей — это заболевание, при котором нарушается восприятие звуков и их проведение по путям слухового анализатора. В 80% нарушения слуха у детей наблюдаются у детей первых 3х лет жизни, что существенно влияет на уровень общего развития, речевую функцию и интеллект.
Лишь 0,3% от общего количества детей с нарушением слуха имеют врожденную тугоухость, которая лечится оперативным путем на 1м году жизни ребенка.
Для успешной реабилитации детей с нарушениями слуха необходимо как можно раньше диагностировать любое его нарушение и начать лечение ребенка.
В зависимости от причины различают врожденную и приобретенную тугоухость.
По локализации поражения слухового анализатора различают кондуктивную (поражение отделов звукопроведения), сенсоневральную (поражение внутреннего уха и рецепторов звуковосприятия) и смешанную формы тугоухости.
В структуре поражения слухового анализатора у детей 91% занимает сенсоневральная тугоухость, 7% кондуктивнаю и 2% смешанная тугоухость.
По степени поражения различаю 4 степени выраженности и полную глухоту, что определяется при выполнении пороговой тональной аудиометрии.
По времени возникновения тугоухости различают прелингвальную (наступившую до развития речевой функции) и постлингвальную (возникшую после развития речевой функции).
Причины возникновения тугоухости различны в случае врожденной и приобретенной потери слуха. При врожденной тугоухости огромное значение имеет здоровье матери и течение беременности. Причины возникновения приобретенной тугоухости разнообразны – различные инфекционные заболевания (корь, дифтерия, скарлатина и т.д.,
- воспалительные заболевания ЛОР-органов (отиты, аденоидит, тонзиллит)
- серные пробки
- травмы органа слуха
- инородные тела наружных слуховых проходов
- лекарственная интоксикация ототоксичными препаратами
- вакцинация и т.д.
Клиническая картина тугоухости зависит от причин ее развития, степени потери слуха, сроков ее возникновения.
Родителей должно настораживать, что ребенок перестал реагировать на разговор с ним, часто переспрашивать, смотреть телевизор с увеличением громкости, говорить громче, чем раньше, «читать с губ».
При длительном течении тугоухости затрудняется речевая функция, ограничивается словарный запас, страдает структура слова и т.д. При развитии тугоухости при лекарственной интоксикации возникает шум в ушах, периодически признаки дезориентации в пространстве, приступы головокружения.
Диагностика тугоухости заключается в тщательном сборе анамнеза, проведении камертональных проб, тимпанометрии, тональной пороговой аудиометрии.
У детей младшего возраста необходимо проведение отоакустической эмиссии, регистрации вызванных слуховых потенциалов, электрокохлеографии.
После тщательной диагностики лечение проводится врачами-оториноларингологами (при кондуктивной тугоухости), сурдологами и отоневрологами (при сенсоневральной тугоухости).
Методы лечения детей с нарушениями слуха разделяют на медикаментозные и физиотерапевтические и зависят от причины и формы тугоухости.
При наличии инородных тел, серных пробок проводят их удаление, при травмах проводится хирургическое лечение в условиях стационара. При всех формах сенсоневральной тугоухости показано лечение в условиях стационара совместно с неврологами и сурдологами.
В амбулаторной практике чаще встречаются нарушения слуха по типу кондуктивного поражения на фоне острого респираторного заболевания, когда вследствие отека слизистой оболочки полости носа происходит блокировка устий слуховых труб и возникает картина тубоотита.
Из всех поражений слухового анализатора по типу звукопроведения это часто встречающаяся патология, имеющая наиболее благоприятное течение и исход.
Основной причиной является хронический аденоидит, при котором происходит разрастание аденоидной ткани в носоглотке и закрытие устий слуховых труб.
При такой патологии проводится симптоматическая терапия, местная противоотечная медикаментозная терапия, сочетающаяся с физиотерапевтическим воздействием. Такая тактика лечения позволяет в максимально короткие сроки улучшить слух у ребенка и ведет к полному его восстановлению при условии своевременной диагностики.
Поэтому, если Вы заметили у ребенка начальные признаки нарушения слуха, не откладывайте визит к врачу. Срочно проконсультируйтесь у врача-оториноларинголога, пройдите диагностику и начните лечение. Помните, что чем раньше поставлен правильный диагноз и начато лечение, тем благоприятнее прогноз!
В ЛОР-КЛИНИКЕ в Чертаново Вашему ребенку проведут эндоскопическое обследование, сделают тимпанометрию, проведут камертональное и аудиологическое обследование. Врач индивидуально подберет рациональную схему лечения и назначит необходимые физиотерапевтические виды лечения.
Источник: https://lorlen.ru/articles/narusheniya-slukha-u-detey-prichiny-diagnostika-lechenie/
Нарушение слуха у детей | Детская городская поликлиника № 32
Врач-отоларинголог Гончарова М.Г.
Слух играет очень важную роль в жизни человека, а ребенка – особенно. Слух помогает ребенку адаптироваться в окружающей обстановке, способствует его общению, правильному формированию речи.
Если ребенок недослышит, и него развивается тугоухость, то это сказывается на его общем развитии, на психоэмоциональном развитии, характерологических особенностях.
И, что самое главное, на правильном формировании речи.
Почему же развивается тугоухость. Виды тугоухости.
В настоящее время выделяют две основные группы нарушений слуха.
Первая группа – это так называемая нейросенсорная тугоухость, когда в основе нарушений слуха лежит нарушение звуковосприятия. В этом случае патологический процесс локализуется во внутреннем ухе – в улитке, – и нарушается нормальное функционирование волосковых клеток.
Причиной этого могут быть различные сосудистые заболевания, повышение внутричерепного давления, родовая травма, прием ототоксических препаратов.
Но большой процент случаев нейросенсорной тугоухости так и остается с невыясненной причиной, и мы говорим о так называемой идиопатической, или врожденной, нейросенсорной тугоухости.
Вторая группа – это так называемая кондуктивная тугоухость, или нарушение звукопроведения. Это более часто встречающийся вид тугоухости, он имеет более доброкачественное течение и лучше поддается лечению.
В этом случае патологический процесс поражает различные элементы наружного и среднего уха, которые участвуют в проведении звуковой волны: это ушная раковина, слуховой проход, барабанная перепонка, система слуховых косточек, слуховая труба и барабанная полость.
В каких случаях можно заподозрить, что ребенок недослышит или у ребенка развивается та или иная форма тугоухости?
Прежде всего, если ребенок маленький, следует обратить внимание на то, как ребенок реагирует на обращенную к нему речь, звуки, не жалуется ли на дискомфорт в ушах. Особенно сложно это бывает у маленьких детей, у новорожденных.
Но здесь очень важно обратить внимание, слышит ли он обращенную к нему речь, как он реагирует на громкие звуки.
Иногда можно самим проверить реакцию ребенка на громкий звук, потому как в норме, услышав какой-то резкий, громкий звук, ребенок обязательно на него реагирует либо поворотом головы, либо еще какими-то двигательными или эмоциональными реакциями.
В том случае, если у родителей новорожденного ребенка возникает какое-то подозрение на его неправильную или, как им кажется, не совсем адекватную реакцию на звуковые раздражители, им нужно обязательно обратиться к отоларингологу для того чтобы проверить слух.
У более старших детей тугоухость можно заподозрить, когда мы замечаем, что ребенок плохо говорит – либо у него долго не формируется нормальная, понятная взрослому человеку, речь, либо ребенок просто долгое время не разговаривает, используя для объяснения жесты, звуки и какие-то другие средства общения. В этом случае тоже следует обязательно обратиться к отоларингологу для проведения специального обследования.
Еще одним важным моментом, на который родители могут обратить внимание является то, что ребенок переспрашивает.
При этом какие-то разовые переспрашивания не являются патологией, потому что могут быть связаны с какими-то характерологическими особенностями, нежеланием ребенка выполнять какие-то задания, которые даются родителями.
А вот в том случае, если ребенок регулярно, навязчиво переспрашивает, стоит обратить на это внимание и обратиться к отоларингологу, чтобы проверить слух.
Немного иная ситуация – если ребенок вообще не реагирует на обращенную к нему речь, когда он играет или занят какими-то другими своими делами. Это чаще всего бывает связано с какими-то психоэмоциональными особенностями ребенка, характерологическими его особенностями и не всегда связано с нарушением слуха.
Чем неудобны для родителей проблемы тугоухости
Нарушения слуха – это, прежде всего, неправильное формирование или задержка правильного развития речевой функции, и это, наверное, в детском возрасте самое важное.
Кроме того, очень важно бывает вовремя диагностировать нарушения слуха и оценить вид тугоухости, ее степень и срочно начать проведение каких-то лечебных мероприятий, потому что слух – это не только сам орган слуха, это еще и определенное представительство в коре головного мозга.
И вот в том случае, если у ребенка не сформирована слуховая функция, и он длительное время недослышит, то эта область мозга, которая отвечает за слух, постепенно уменьшается в размере и атрофируется. То есть ребенок постепенно теряет способность понимать слышимую речь.
И даже если потом скорректировать саму тугоухость, то ребенок будет слышать звук, но по причине патологии в коре головного мозга он может не понимать, и все равно субъективно это будет достаточно выраженная степень тугоухости.
Как решать проблемы тугоухости?
Не останавливаясь на нейросенсорной тугоухости, так как это отдельный, очень серьезный вид тугоухости, обычно очень выраженный, который требует серьезного обследования и – при подтверждении этой формы – обязательного слухопротезирования, несмотря на возраст ребенка.
Причем, чем раньше будет выполнено слухопротезирование, тем лучше. Поговорим о более часто встречающейся форме тугоухости – так называемой кондуктивной тугоухости. При кондуктивной тугоухости очень часты патологические состояния, которые встречаются у детей.
Многие, наверное, обращали внимание на то, что на фоне респираторной инфекции или на фоне длительного насморка ребенок может недослышать или начинать переспрашивать.
После перенесенного острого среднего отита тоже может нарушаться слух, и ребенок начинает переспрашивать, но в процессе выздоровления слух постепенно нормализуется. И вот такое «плавающее» изменение слуха имеет очень важный диагностический и прогностический признак.
Остановимся еще раз на том, почему же ребенок переспрашивает. Переспрашивать он может потому, что что-то мешает ему слышать. Начнем с самого простого – это может быть либо серная пробка, либо какое-то инородное тело, которое находится в слуховом проходе и при удалении которого полностью нормализуется слух.
Более сложное – это когда патология локализуется в среднем ухе. Например, на фоне длительных насморков может быть утолщение или втяжение барабанной перепонки.
Она при этом теряет свою эластичность, и под действием звуковой волны неправильно или не совсем адекватно двигается, из-за чего и развивается нарушение слуха.
Следующая стадия процесса – повышение давления в барабанной полости из-за нарушений функции слуховой трубы, влекущее за собой снижение подвижности барабанной перепонки. Эту ситуацию многие из нас наблюдали во время острого насморка – когда у нас сильно заложен нос, и появляется заложенность ушей.
Следующая стадия процесса – длительное нарушение функции слуховой трубы на фоне длительного нарушения носового дыхания, вследствие чего в барабанной полости скапливается жидкость, которая мешает нормальному, адекватному движению барабанной перепонки и движению цепи слуховых косточек. В этом случае тоже возникает нарушение слуха.
Следующее, более тяжелое проявление кондуктивной тугоухости – когда в барабанной полости, на фоне либо рецидивирующих отитов, либо длительного нарушения носового дыхания скапливается жидкость и развивается рубцовый процесс, который уже прочно нарушает подвижность барабанной перепонки и слуховых косточек.
Что нужно делать в случае нарушения слуха.
Если родители заподозрили у ребенка какое-то нарушение слуха, очень важно в этом случае обязательно обратиться к отоларингологу для проведения специального обследования.
Дети, особенно маленькие, могут сами не обращать внимания и не жаловаться на нарушения слуха, поэтому стандартный метод проверки слуха с помощью разговорной и шепотной речи в данном случае малоэффективен. Здесь необходимо проведение инструментальных методов исследования, таких как тимпанометрия и аудиометрия.
В случае если ребенок – маленький, возможно проведение игровой аудиометрии. Только в этом случае возможно правильное и своевременное выявление той или иной степени тугоухости.
Еще раз хотим обратить внимание родителей, что нельзя оставлять без внимания такие симптомы как навязчивое переспрашивание, ощущение дискомфорта в ушах и даже такие временные нарушения слуха, которые родители могут наблюдать при хроническом или затянувшемся насморке.
Последствия запущенной тугоухости
Если не обращать внимания на какое-то нарушение слуха, к чему это может привести? К хроническому отиту и прогрессированию тугоухости.
И если в самом начале заболевания еще можно что-то изменить и процесс может быть обратимым, то при длительном течении заболевания (а у детей даже полгода можно считать длительным течением заболевания) возможно, что уже помогут только различные виды хирургического лечения.
И еще раз обращаем внимание, что если мы не заметили вовремя и не провели лечение тугоухости, то это, прежде всего, сказывается на формировании речи. И дальше — если это уже более взрослый ребенок — это сказывается на его способности читать, на его грамотности и целом ряде психоэмоциональных и характерологических особенностей ребенка.
Существует ли взаимосвязь носового дыхания и слуха?
Да, конечно. Особенно, когда мы говорим о кондуктивной тугоухости, поскольку, как мы уже говорили, в основе кондуктивной тугоухости лежит нарушение в среднем ухе, а среднее ухо посредством слуховой трубы сообщается с полостью носа.
Нарушение функции слуховой трубы ведет к нарушению подвижности барабанной перепонки, скоплению экссудата в барабанной полости, нарушению подвижности цепи слуховых косточек.
Поэтому в начальной стадии заболевания, если мы нормализуем функцию носового дыхания, тем самым нормализовав функцию слуховой трубы, то мы сможем решить проблему кондуктивной тугоухости. Специально обращаю внимание на то, что это возможно сделать только при самом раннем выявлении тугоухости.
Если в барабанной полости формируется какой бы то ни было рубцовый процесс, здесь возможно только хирургическое лечение.
Как быстро можно справиться с проблемой при правильно выбранной тактике лечения?
Здесь, опять же, все зависит от стадии процесса.
Если процесс диагностирован и «пойман» в самом начале заболевания, на стадии тубоотита (в крайнем случае, на стадии экссудативного отита), то здесь все мероприятия направлены на восстановление носового дыхания (решение вопроса частых насморков, решение проблемы дисфункции слуховой трубы, нормализация функции глоточной миндалины). В этом случае можно достаточно быстро решить проблему кондуктивной тугоухости.
Обращаем внимание, что если мы своевременно диагностировали и начали лечение, то эффективность его будет достаточно высокой, поскольку компенсаторные и репаративные способности у детей – значительно больше, чем у взрослых.
Почему требуется нормализовать ребенку функцию дыхания при тугоухости?
Возвращаемся к тому, что причиной тугоухости может являться неправильное функционирование слуховой трубы. Если ребенок начинает правильно дышать носом, то уходит отек слизистой оболочки слуховой трубы, уходит отек слизистой оболочки полости носа, восстанавливается нормальная вентиляция среднего уха и устраняется причина, которая привела к нарушению слуха.
Почему нормализация функции дыхания – это то, с чего имеет смысл начинать лечение кондуктивной тугоухости у детей? Потому, что это метод, который помогает устранить причину, а не следствие. И мы воздействуем на основу, на причину заболевания.
Причем в этом случае мы действуем очень физиологично, потому что именно за счет резервов организма мы восстанавливаем носовое дыхание, восстанавливаем функцию слуховой трубы. Здесь, возможно, мы получим не столь быстрый эффект, как, например, при использовании сосудосуживающих препаратов, но результат в этом случае будет стойким.
Обязательно присоединяем комплекс упражнений, направленный на восстановление функции слуховой трубы.
Хотим обратить внимание на то, что все, о чем мы сейчас говорили, касается кондуктивной тугоухости, то есть когда ребенок недослышит по причине нарушений функции звукопроведения.
Если у ребенка диагностирована нейросенсорная тугоухость, в этом случае он нуждается в обследовании специализированном учреждении.
Здесь необходимо обследование функции внутреннего уха, оценка состояния нервной системы и, впоследствии, слухопротезирование или другие виды хирургического лечения.
Источник: https://32dgp.ru/42-narushenie-slukha-u-detej.html